Несколько советов начинающему предпринимателю
Легко найти кого-то, кто скажет вам то, что вы хотите услышать. Но куда больше пользы вы получите от общения с теми, кто говорит вам то, что нужно узнать. Хоть далеко не всегда эти вещи будут приятными, они могут сильно упростить достижение целей в будущем и избежать множества ошибок.
Вообще давать советы, особенно без спроса — дело пустое. Однако, если у советующего нет задачи любой ценой вовлечь одариваемого советом в бизнес-среду, то трезво-леденящий какой-нибудь сюжет из своей предпринимательской жизни уместно рассказать. Но потом обязательно погладить по шерсти фразой типа «за это у тебя будет свобода от начальства и возможность принести людям ценность, через которую к тебе обязательно придут деньги».
Какой главный совет дать начинающему предпринимателю?
Сначала прочитать:
1) два раза главу 4 ГК РФ, главу 21, 25 и 26 НК РФ;
2) по одному разу (со второго может перехотеться) 172, 182, 159, 198, 199 статьи УК РФ
3) одного раза хватит — закон о бух.учете (чтобы стало понятно что делает бухгалтер в то время, пока ты в полях) и ТК РФ от первой до последней статьи,
4) далее по теме рекламы, маркетинга, защиты прав потребителей (авторов не скажу, на вкус и цвет все карандаши разные), управления сотрудниками и компанией (А.Фридман хорошо зайдет).
Если не начнет тошнить после прочитанного, то считай, что первый экзамен сдан. Можно идти регистрировать статус предпринимателя или что там выбрали… И еще…
1. Не торопитесь бросать работу по найму
Свой бизнес кажется заманчивой перспективой, когда толкаешься в метро по дороге в офис. Работа на себя позволяет спокойно просыпаться когда хочешь, уходить на больничные и вовремя забирать детей из школы. Но когда вы уволитесь, спокойнее не станет:
- Чтобы всё успеть, просыпаться придётся рано
- Уйти на больничный — значит потерять доход
- Забирать детей из школы посреди рабочего дня будет всё так же неудобно
И всё это на фоне нестабильного заработка. Чтобы не пожалеть о своём выборе, подготовьте почву, прежде чем уходить из офиса. Самый комфортный вариант — начать продавать продукт или услугу в свободное время. И уволиться, только когда наработаете первичный пул клиентов и получите первые серьёзные деньги.
Если совмещать работу по найму и бизнес не получится, учтите своё время и зарплату в бизнес-плане. Так проще понять, целесообразно ли заниматься своим делом, или лучше остаться наёмным работником.
2. Составьте бизнес-план
Аргументы против бизнес-плана делятся на два типа:
- Зачем терять время, если в этой стране всё так непредсказуемо
- А вот Стив Джобс \ Генри Форд \ Роман Абрамович добились успеха без бизнес-планов
Здесь есть доля правды. Просчитать всё невозможно, и многие известные бизнесмены просто занимались любимым делом без чёткого плана. Но всё же базовые сценарии бизнеса и объем рынка просчитать стоит. Это поможет структурировать мысли и избавиться от сомнений — или наоборот засомневаться в жизнеспособности идеи. При прочих равных качественное планирование не помешает вам стать новым Стивом Джобсом.
3. Работайте над продуктом и маркетингом
«Что важнее: продукт или его маркетинг?» — вопрос, который вызывает поножовщину в сообществах маркетологов. Одни говорят, что если умеешь продавать, клиент с радостью купит даже копию головы Джейсона Стэйтема в масштабе 1:6. Другие верят, что если сделать по-настоящему крутой продукт — все узнают о нём без маркетинга и рекламы.
Истина посередине. Плохой продукт при хорошем продвижении может показать впечатляющие первичные продажи, но удержать покупателей будет сложно. Такой бизнес долго не протянет, особенно если рынок небольшой. О прекрасном продукте без маркетинга, скорее всего, никто не узнает. Да, иногда предприниматели добивались успеха только за счёт качества. Сальваторе Феррагамо вырастил империю из обувной лавки площадью 2х2 метра без отдела маркетинга. Но это было в начале XX века. Сейчас, чтобы пробиться к потребителю через информационный шум, нужно намного больше усилий.
Так что развивайте маркетинг, продукт, продажи — и не вступайте в бессмысленные споры о том, что важнее.
4. Платите налоги
Многие бизнесмены считают, что работать «в белую» сложно, дорого и бессмысленно.
«Вы что, ремонтникам собрались через юрлицо платить?!» — реальная фраза регионального предпринимателя, который заподозрил арендатора в уплате налогов.
Компании оплачивают услуги подрядчиков в конверте, выдают «серые» зарплаты. Все же так работают — и ничего.
А теперь представьте, что такая компания увольняет сотрудника. После этого он отправляет заявление в ФНС о «серых» зарплатах и прочих нарушениях прямо из дома. Тогда предпринимателя ждут штрафы на сотни тысяч рублей, принудительные работы или тюрьма.
Лучше сразу работать честно. Это сложнее, но в помощь начинающим предпринимателям есть:
- Льготы для малого бизнеса (см. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ, Письма Минфина России от 26.05.2017 г. N 03-15-05/32582, от 21.10.2014 N 03-07-03/52967, от 30.08.2017 N 03-07-08/55656, региональные сайты для поддержки предпринимателей)
- Сервисы для ведения бухгалтерии: «Контур» , «Моё дело», «Небо»
- Бухгалтеры на аутсорсе
5. Не работайте с друзьями и родственниками
Сначала это кажется отличной идеей — начать бизнес с другом (братом, сватом), который обладает нужными компетенциями. Это человек, с которым вы давно знакомы. На него можно положиться. Но учтите, что в рамках нашей культуры трудно разграничить рабочее и личное. Американец может пригрозить работнику увольнением, а через час сидеть с ним в пабе и спрашивать о здоровье детей. Но россиянам трудно вести жесткие переговоры и делить прибыль с близким человеком. Либо вы портите отношения, либо страдает бизнес.
Если вы не готовы ругаться с другом из-за дедлайна, личные и деловые отношения лучше разделить.
6. Планируйте всё
Планировать дела необходимо — и это не вызывает сомнений. Останется время — можно развеяться и отдохнуть.
Только времени на развлечения может и не остаться: когда вы начнете бизнес, дел прибавится. Результат работы без отдыха — выгорание и долгая реабилитация.
В планер нужно вносить не только дела бизнеса, но и развлечения. Рассматривайте это как часть рабочего процесса.
7. Тестируйте продукт на реальной аудитории
Рассказать о новом проекте всем знакомым — полезная идея. Но это не полноценное тестирование. Друзья могут похвалить продукт, но это не значит, что они за него заплатят.
Чтобы «пощупать» аудиторию, проведите интервью с незнакомыми людьми из нужного сегмента. Где их искать:
- Профессиональные форумы. Поищите активных участников и постучитесь к ним в личку. Если правила форума позволяют, создайте тему с приглашением на тестирование.
- Соцсети. Вступите в узкоспециализированные сообщества и пригласите участников попробовать сервис.
- Reddit. Это социальный новостной сайт с огромной аудиторией. Найдите нужную тематику и напишите сообщения наиболее дружелюбным участникам обсуждения.
Просто напишите потенциальному покупателю о проекте и желании посоветоваться. Предложите взамен подарок или отзыв о его продукте. Многие люди рады высказать своё мнение заинтересованному собеседнику. А вы получите честный отзыв и поймёте потребности аудитории.
8. Экономьте
Начинающие бизнесмены боятся, что если начнут экономить и торговаться с поставщиками, с ними никто не будет сотрудничать. На самом деле, когда вы начнете сокращать издержки, ничего страшного не произойдёт. Экономьте максимально. Если вдруг удалите важную статью расходов, сотрудники об этом сообщат.
Лучше всего об экономии в бизнесе рассказал Роберт Файфер в книге «Издержки вниз — продажи вверх». Он пишет, что мелочи вроде мыла L’Occitane в офисе или дорогих ручек разорят вас быстрее, чем кажется. А с подрядчиками и поставщиками нужно регулярно торговаться.
9. Дружите с клиентами
Есть мнение, что не все клиенты одинаково полезны.
Думать о клиенте хорошо. Вопрос — зачем? Зачем мне идиот, который портит мне нервную систему. Я лучше буду работать с теми, кто преклоняется перед мною
(Цитата из обсуждения статьи про отношения с клиентами)
Через несколько месяцев после запуска проекта предприниматель понимает, какие клиенты ему выгодны. Но на старте избирательный подход к аудитории опасен. Потенциальные покупатели с лёгкостью находят замену несговорчивым компаниям. А если вы считаете клиентов идиотами, как комментатор выше, потеряете не только продажи, но и репутацию.
Общайтесь и будьте внимательны с каждым потенциальным покупателем. Иногда знакомства приводят к успеху.
10. Занимайтесь здоровьем и семьей
Для начинающего предпринимателя главное — его дело. Вся энергия уходит на партнеров, клиентов, подрядчиков. А здоровье, семья и весь мир подождут.
Но если игнорировать какую-то сферу жизни, она «провисает». Бизнес может взлететь или закрыться, а с собой и семьей вам жить дальше. Так что расставьте приоритеты так, чтобы не потерять главное.
Подводя итог, над отметить, что, несмотря на все видимые сложности, не нужно бояться. Быть предпринимателем и работать на себя не только весьма прибыльно, но и очень интересно. Это вызов, принимая который вы развиваетесь, становитесь лучше, сильнее и свободнее.
Помните, что для успеха рядом с вами должны быть единомышленники. Если вы предприниматель, вам как воздух нужно бизнес-сообщество, люди вашего мышления и уровня развития, с которыми сможете строить взаимные планы на будущее. Это обогатит вас новыми полезными знакомствами, связями, опытом предпринимательства и поможет вам мыслить в позитивном созидательном ключе.