Пешеходная Таганка. Рогожская ямская слобода.Строительство и благоустройство

Школьная – первая пешеходная улица в Москве, уникальная заповедная зона

История градостроительного проекта "Квартал № 2"

В центре Москвы в Таганском районе в минуте ходьбы от станции метро “Римская” между Добровольческой улицей и площадью Рогожская Застава находится заповедный примечательный “островок” столицы, о котором в основном знают разве что те, кто живет или работает рядом. Речь идет об Школьной улице. Она проходит параллельно улице Сергия Радонежского, пересекает Большую и Малую Андроньевские улицы. Протяженность улицы – около 700 метров, ширина – 25-30 метров. Поблизости от начала улицы (через дорогу) находится Андроников монастырь, музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, за ними – набережная Яузы до Лефортова, не очень далеко в другой стороне – Новоспасский и Покровский монастыри, а также остановка катеров по Москве-реке (5 минут пешком от метро Пролетарская или Крестьянская застава, от Школьной улицы это несколько остановок на трамвае № 43, 20).

Школьная улица (без машин)

Школьная улица большей частью является пешеходной зоной, освобожденной от всех видов транспорта. Хотя в последнее время, к сожалению, улица становится похожей на большую автостоянку, так как свои машины жителям столицы ставить в центре города практически некуда. Школьная улица сумела сохранить более или менее целостный облик двух- и трёхэтажной застройки 19-го века, превратившись в музей под открытым небом. Дома имеют сходное строение – обычно два этажа и обязательные ворота для лошадей, так как здесь останавливались на отдых обозы ямщиков. По официальному она называется – “Ансамбль Рогожской ямской слободы”, о чём нам сообщают информационные таблички в начале и конце улицы (дома 12 – 48 объявлены памятником истории и культуры и вошли в «Ансамбль Рогожской ямской слободы»).

Двух-трехэтажные здания относятся к архитектуре так называемого «послепожарного» периода (1812 год). Некоторые сохранившиеся дома скрывают за своим фасадом классические формы зданий, которые относятся к постройкам начала девятнадцатого века, и даже 18-го столетия.

Расскажем об истории уникального архитектурного и градостроительного проекта, сохранившего островок старой Москвы.

Инициатива устроить в Москве заповедник “Рогожская слобода” на территории бывшей Рогожской ямской слободы на основе Тулинской и Школьной улиц (бывшие Тележная и Воронья) и первую в городе пешеходную зону на Школьной улице родилась еще во второй половине 70-х в среде молодых архитекторов (о чем, если правильно помним, даже была статья в “Науке и Жизни”). Чудом нечаянно Москва сохранила постоялые дворы ямских слобод именно на Рогожке!

Квартал между Тулинской и Школьной был полностью расселен уже в 1977 году. Этот квартал был объявлен заповедной зоной и благополучно простоял пустым и нетронутым несколько лет, до 1984 года. Именно в течение этого периода (1977-1984) был проведен капитальный ремонт некоторых строений в районе пл.Прямикова и Гжельского пер., а также снесена историческая застройка Волочаевской. В 1984-1985 начался активный снос всех построек между Тулинской и Школьной, за исключением выходящих фасадами на Школьную, и к концу 80-ых, уже с учетом опыта построения пешеходной зоны на Арбате, получилось та уникальная улица, которую мы сейчас имеем и чей неизменный исторический облик нам надо сохранять.

Необычна композиция массива новых многоэтажных жилых зданий, сердцевиной которого является старомосковская улица. История образования этого архитектурного комплекса, не имеющего аналогов в практике советского градостроительства, длительна и в известном смысле драматична. Вот ее основные вехи: требования жителей снести старую застройку бывшей Ямщицкой слободы; создание проектов коренного преобразования территории района, оставшихся неосуществленными; противостояние общественных организаций, настаивавших на сохранении памятников архитектуры и культуры; реализация в короткие сроки проекта нового градостроительного комплекса у площади Ильича. После Октябрьской революции фрагмент Москвы (Рогожская застава), включающий площадь и прилегающую к ней территорию, получил название Заставы Ильича — в память выступлений В. И. Ленина на расположенных здесь заводах. А одну из улиц назвали Тулинской в честь его псевдонима «Тулин». После революции в уцелевших домах в конце улицы обустроили квартиры для рабочей интеллигенции. По данным адресных книг, жильё здесь получили врачи, рядовые члены Моссовета и военные в младших званиях.

Карта 1927-го года. С этого года на картах появляется улица Школьная вместо старого названия 1-я Рогожская.

В 1923 году 1-й Рогожской дали новое название – Школьная, этимологию которого так никто и не объяснил. По всей видимости, наименование было связано с планами по перестройке квартала (а возможно из-за расположенной рядом школы рабочей молодежи), соседняя 2-я Рогожская тогда превратилась в Библиотечную. По иронии судьбы этот район Москвы, со столь обязывающим наименованием (улицы с именем Ленина), к началу 60-х годов стал напоминать трущобы. А сама площадь (названная теперь площадью Ильича) превратилась в архитектурно не организованное, беспорядочно застроенное пространство. Тогда и решили приступить к полной реконструкции этого участка Москвы, представлявшего собой хаотичное скопление производственных и жилых сооружений. Перед архитекторами была поставлена задача создания близ площади Ильича крупного культурно-просветительного центра общегородского значения и строительства новых жилых комплексов.

Карта 1952 года

В 1952 году в последнее сталинское лето в связи с планом расширить, выпрямить магистрали города, а также заменить устаревшие трамваи автобусами и тролейбусами, 29.06.1952 были сняты трамвайные пути с ленинских улиц – ул. Ульяновская (ныне Николоямская ул), ул. Тулинская (ныне С.Радонежского) и трамваи стали ходить в обход ранее существовавшего прямого участка пути (пл. Прямикова – Тулинская ул. – застава Ильича) по Школьной улице временно с 1952 по 1980 год (Трамвай N 2. Новогиреево – пл. Дзержинского).

Авторы первого варианта проекта, разработанного в 1966 году мастерской № 12 «Моспроекта-1»,— архитекторы В. Лебедев (руководитель), А. Аранович, Ю. Коновалов, А. Ларин, А. Цивьян, Э. Яворский, инженеры М. Горкин, Л. Цофнас. Вся территория между площадью Прямикова и заставой Ильича отводилась под крупный общественно-культурный центр, сохраняя при этом транспортную функцию. Практически вся прилегающая застройка (за исключением Андроникова монастыря и церкви Сергия в Рогожской слободе) подлежала уничтожению. Пространственной основой композиции являлась здесь магистраль, проложенная ниже наземного уровня, с транспортными развязками и переходами в нескольких уровнях. Композиция ансамбля определяется крупным пластическим объемом общественного центра, включающим Памятный зал В. И. Ленина, Дворец культуры с залом на 2000 мест, филиал Государственной исторической библиотеки, Дом политического просвещения, Дом проектных организаций, кинотеатр и, конечно, нескольких крупных магазинов, а также вертикалями 35-этажных жилых башен. Рядом с монастырём, значение которого как музея русской культуры возрастало благодаря строительству поблизости новых экспозиционных зданий, разбивался обширный парк.

Транспортная проблема решалась путём объединения Тулинской и Школьной улиц в новый широкий проспект, пересекаемый несколькими эстакадами и тоннелями, позволявшими распределять автомобильный поток. Ещё один тоннель под Курским направлением железной дороги восстанавливал утраченную связь между Рогожским и Золоторожским валами. По сторонам проспекта поднимались новые здания: с северной стороны – относительно невысокие, общественного назначения, с юга – четыре жилых или административных башни. Фантазия градостроителей шла дальше, к Таганской площади, которую предлагалось связать с проектируемым общественно-культурным центром широкой зелёной эспланадой.

Удивительно, но печальная судьба аналогичных слишком широко задуманных идей, совершенно не считавшихся ни со сложившейся городской средой, ни с реальными возможностями строительного комплекса Москвы, не были вначале учтены авторами первого проекта реконструкции Рогожской слободы. Отсутствие какой-либо связи с реальностью заведомо обрекало проект на вялое обсуждение (и осуждение) и грядущее полное забвение. Вместо него был разработан и успешно воплощён в жизнь другой, более реальный проект.

Во втором варианте проекта градостроительная композиция сформирована слитным фронтом многоэтажной жилой застройки (архитекторы В. Лебедев — руководитель, Е. Асс, Л. Волчек, А. Ларин). Вопрос о сохранении традиционной московской среды на первых этапах проектирования «Заставы Ильича» не попал в центр внимания архитекторов, хотя сохранение памятников зодчества в проектах было предусмотрено (при проектировании массового жилья необходимо выдержать обязательное условие: сочетать новые сооружения или их комплексы с исторически сложившейся застройкой). Так, концепция 50-х годов («разреженность» городской застройки) сменилась идеей компактности жилых образований, имеющей свои экономические и психологические обоснования. Архитекторы должны были разрешить непростую задачу, включавшую три условия — стандартизацию строительства, разнообразие форм массовой архитектуры (создание нетипового дома из типовых элементов), сохранение существующей городской ткани. И архитекторы приняли эти усложненные «правила игры», впрочем, расширившие возможности их творчества.

В январе 1976 г. исполком Моссовета принял постановление № 43 от 09.01.1976 “О проекте изменения трамвайной сети по этапам реконструкции города” – в соответствии с которым намечалось снизить объем перевозок трамваем на 25% от существующего уровня. Утверждалось, что 40% линий серединной части города неэффективны, и по этой причине надлежало ликвидировать 35 км путей. По этому постановлению в 1980 году было прекращено движение трамваев только по одному участку – по улице Школьной в связи с реконструкцией Тулинской улицы и застройкой ее большими новыми домами. Трамвай со Школьной улицы был снят именно с целью реконструкции этой уникальной улицы и возвращения ей исторического облика.

Макет проекта реконструкции комплекса Школьной (в центре, старомосковская пешеходная улица) и Тулинской улиц (сейчас — улица С.Радоженского). Источники: «Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2

Был разработан и реализован проект градостроительного комплекса, расположенного возле площади Ильича. Этот комплекс — квартал № 2 — включает многоэтажные новые жилые здания (от 22 до 7 этажей) и полностью сохраняемую в качестве пешеходной Школьную улицу, застроенную во второй половине XIX века, с реставрацией всех зданий, стоящих вплотную друг к другу по обеим ее сторонам.

В этом варианте проекта изменился «статус» объекта — вместо общественного центра, где жилая застройка играла в основном роль фонового элемента общей композиции, осуществлен вариант, который можно лишь условно назвать общественным центром. Это — крупный градостроительный комплекс, образованный в основном жилыми сооружениями и в этом качестве гораздо более отвечающий современным потребностям. Идея сохранения любого фрагмента исторически сложившейся среды была бы абсурдной, но использование старой застройки в современном архитектурном ансамбле — творчески интересная, хотя и трудная задача. Рабочий проект квартала № 2 был закончен в 1984 году. Авторы этой оригинальной градостроительной композиции, основанной на сочетании новой и исторической архитектуры,— В. Лебедев (руководитель), А. Цивьян, Н. Каверин, А. Никонов, А. Козлов, В. Снегир (Мастерская № 5 Моспроекта-1). В разработке проекта приняла участие мастерская № 4 МНИИТЭП (руководитель работ В. Датюк). Проект реконструкции исторической застройки Школьной улицы выполнен в 4-й мастерской объединения Союзреставрация (главный архитектор проекта А. Александров). На фото выше представлен макет проекта реконструкции комплекса Школьной и Тулинской улиц (источник: «Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2).

Тулинская улица

Тулинскую улицу расширили за счёт полного сноса её южной/четной стороны. Там, где стоял ряд домов, оставшихся от Рогожской слободы, пролегла широкая мостовая, способная принять транспортные потоки с шоссе Энтузиастов. А на месте их дворов встала сплошная шеренга новых жилых домов. Архитекторы постарались уйти от однообразия типовой застройки, варьируя высоту зданий, расчленив их фасады выступами и впадинами, получившими окраску в красный и белый цвета. Часть панелей украшена лёгкими узорами, входы в дома оформлены в виде арок различной конфигурации, составляющий ближайший к прохожим, первый план композиции.

Резким контрастом высокой южной стороне Тулинской улицы выглядит сохранившаяся почти в неприкосновенности старая застройка северной. Как и на Николоямской, её большую часть составляют двухэтажные дома XIX-XX веков, только поменьше и победней. Как-никак, а Воронья улица до 1917 года лежала на самой окраине города. Богатой отделкой глазурованной керамической плиткой выделяется лишь дом № 7, выстроенный в 1908 году по проекту К.К. Кайзера.

Часовня «Проща» (C. Радонежского, дом № 25)

Среди уютных жилых домиков необычно смотрится красно-кирпичная часовня (дом № 25). Интерес представляло и здание Рогожско-Симоновского универмага. Оно числилось по Золоторожскому валу, № 42, однако один из его фасадов выходил на Тулинскую улицу, другой – в Гжельский переулок. Выстроенный в 1928 году универмаг стал одним из первых подобных сооружений советской Москвы. Контора “Строитель” возвела крупное по тем временам здание всего за один сезон, использовав при этом передовые технологии строительства. Основой служил монолитный железобетонный каркас, ограждающие конструкции складывались из шлакобетонных камней. В отличие от многих своих ровесников здание не имело сплошного остекления. Проектировщики сознательно отказались от этого приёма, поскольку витрины по большей части заслонялись шкафами с товарами. Убрать их оттуда значило сократить торговые площади. Поэтому толку от огромных витрин, какими был снабжён, например, знаменитый универмаг на Красной Пресне (выстроенный по проекту Л.А., В.А. И А.А. Весниных), было немного.

Рогожско-Симоновский универмаг (1987)

С учётом этого фактора Рогожско-Симоновский универмаг получил витрины лишь в первом этаже. Окна второго и третьего этажей были подняты на два метра от пола, что давало возможность ставить под ними торговое оборудование без ущерба для освещённости. В полуподвале целесообразно разместился мебельный отдел. Рассчитанный на три тысячи посещений в час универмаг долгое время служил проводником культуры в этот некогда глухой уголок Москвы. Несмотря на то, что здание являлось интересным образцом архитектуры конструктивизма, оно было безжалостно уничтожено в самом конце ХХ столетия.

Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2 (1)

Отличительная особенность квартала № 2 — непосредственное включение большого фрагмента старой застройки в новое крупное жилое образование. Эта открытая система градостроительной композиции определила в значительной степени характер новой жилой структуры в целом. Своей «открытостью» архитектурный комплекс у площади Ильича отличается от других примеров сохранения и реконструкции исторически сложившихся участков города.

***

Например, «Новый Арбат» (новая часть проспекта Калинина в Москве) и Арбат старый — являются пространственными системами «замкнутого», «закрытого» типа: расположенные параллельно друг другу, они никак не связаны композиционно. Проспект Калинина — крупное новое архитектурное образование, полностью абстрагированное от исторически сложившегося окружения, несоразмерное микропространствам старой части города, через которые он пролегает. Многоэтажные корпуса проспекта с их характерной для 60-х годов аскетичной формой и плоскими стенами поднимаются над невысокой застройкой Арбата и переулков. Пешеходная улица Арбат (шириной 20—22 м) — живописная, масштабная архитектурная среда, функционально связанная с проспектом Калинина поперечными улочками, но визуально закрытая, не-воспринимаемая со стороны проспекта. Сохраняемый фрагмент центра Москвы Столешников переулок — небольшое, плотно обстроенное, замкнутое пространство, не соотнесенное с новыми элементами города, как и проектируемая пешеходная зона «Петровка — Кузнецкий мост» — разностильная, разномасштабная и потому живописная застройка — «напластование» архитектурных форм в основном второй половины XIX — начала XX столетия с редким включением новых сооружений.

И тот, и другой пример представляют собой тип «закрытой» градостроительной формы. Проект комплексной реконструкции трех жилых кварталов первой очереди обновления Подола в Киеве характерен дисперсным расположением памятников архитектуры XVIII—XIX веков, элементов фоновой застройки XIX — начала XX столетия и сохраняемых объектов советского периода. Все они, дополненные новыми, проектируемыми сооружениями, составляют стилистически разнообразную архитектурную среду. Форма новых зданий учитывает характерные особенности окружающей застройки, но структура кварталов композиционно аморфна.

***

Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2 (2)

Иное художественное воплощение получило сочетание новых и старых элементов в градостроительной композиции у московской площади Ильича — ее «сердцевиной» стала исторически сложившаяся улица. Образована многослойная пространственная структура, стержнем которой служит прямая и относительно неширокая Школьная улица. Два 22-этажных дома — своего рода пропилеи, ведущие с площади Ильича на пешеходную Школьную улицу и композиционно связанные с ее малоэтажной застройкой.

Характерна прежде всего структура новых жилых домов, составленных из блок-секций. Вертикальные элементы этих зданий разнообразны по ширине, форме, цвету, фактуре: широкие и узкие, глухие и прорезанные оконными проемами, яркие по окраске и светлые, с гладкой и рельефной фактурой стен и т. д. Это множество архитектурных элементов создает впечатление постепенно складывавшейся застройки квартала, органично связывает новые сооружения с нарядной много-элементной панорамой Школьной улицы.

Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2 (3)

Размельчение форм новых зданий разнообразными раскреповками исключает возможность подавления ими исторической ткани города, а совмещение разных масштабов в одном сооружении обеспечивает связь с масштабом окружения: крупные основные членения жилых домов отвечают пространству широкой Тулинской улицы, нижний же ярус (арки, оформление входов, витрин, элементы дизайна) соразмеряет современную застройку с характером традиционной среды. Московская архитектурная традиция — свободная планировка города, силуэтность, живописность, многоцветие, «сказочность» — качества, в значительной степени утерянные. В исторической застройке Москвы отсутствуют геометрическая правильность формы площадей и улиц, «субординация» величин, суховатая четкость объемов. И Тулинская улица как бы возрождает композиционные особенности московской архитектуры — она сформирована пластичным, слитным фронтом разноэтажных зданий; характерна яркая цветовая гамма ее застройки— контраст белых деталей, светло-охристых и красно-коричневых фрагментов стен. Криволинейные формы аттиковых завершений, арочные декоративные и функциональные детали создают стилевую общность с исторической архитектурной средой Москвы. Характерна праздничность, нарядность новой застройки Тулинской улицы и ее дворовых фасадов. Конечно, эта композиция не может и не должна быть повторена в других местах города, но она убедительно доказывает, что при строительстве массового жилища из типовых крупных элементов (блоков, секций и т. д.) с помощью индивидуально разработанных архитектурных и дизайнерских деталей можно найти удачное решение.

Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2 (4)

Пешеходная Школьная улица была задумана как пространство человеческого общения, где можно провести свободное время в уютной, эстетической и комфортной среде. Средства достижения этой цели в данном случае — реконструкция исторически сложившейся, соразмерной человеку застройки, благоустройство территории. Велико и функционально-практическое значение Школьной улицы, на которой предполагалось разместить небольшие магазины, кафе, клубы. Для привлечения туристов на пешеходной улице можно было организовать этнографический музей ямщиков (музей под открытым небом), лавки и мастерские художников прикладного искусства, галереи современного искусства, питейные и торговые заведения старинной отечественной окраски (где бы можно было, как ямщики и купцы в прошлом, пообедать блюдами русской кухни) и многое другое.

Проект реконструкции Школьной улицы был разработан 4-й мастерской Союзреставрации. Главный архитектор проекта А. Александров. Участвовали архитекторы Л. Александрова, Л. Кузьмин, Л. Лапкина, Е. Рукавишникова, Н. Шангин.

Никита Шангин (реставратор Школьной) в передаче клуба «Что? Где? Когда?»

Дома образовали здесь слитный фронт застройки — небольшие участки, отведенные для них когда-то, тесно соседствуют друг с другом. «Ленточка», составленная из реконструированных фасадов, окрашенных в светлые пастельные цвета (близкие по тону ранее существовавшим), в целом представляет собой изящную архитектурную панораму. Несмотря на то что большинство сооружений не является шедеврами зодчества, в своей совокупности они образуют художественно привлекательную, исторически ценную городскую среду, воссоздавая характер старинной московской архитектуры.

Возвращены во многом утраченные функциональные и декоративные архитектурные детали — скромные лепные украшения, обрамления арок, наличники окон, карнизы, рустовка стен. Рабочие чертежи составлялись по материалам музейных архивов, архива ГлавАПУ, по аналогам, натурным исследованиям, зондажам и т. д. Архитекторы-реставраторы старались не нарушить облик застройки — не расширяли оконных проемов, избегали введения современных элементов в композицию со оружений. Их труды, в частности, позволили узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье. По фотографиям и старым чертежам воскрешались фонари, вывески, крыльца, навесы над входами, коновязи, колесоотбойные тумбы у въездных арок (они оберегали ворота от ударов колес). Восстанавливали реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так например, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет. Поверхность земли была вымощена брусчаткой.

Реставраторы сумели сохранить и старые фасады, и старые дома с пристроенными кое-где новыми объемами (есть документы и публикации журнала “Архитектура и строительство”). Например, целиком сохранился дом на углу с Малой Андроньевской – дом Шелапутиных (дом принадлежал Петру Дмитриевичу Шелапутину – троюродному брату известного промышленника и мецената Павла Григорьевича Шелапутина), где было Общество трезвости Рогожского попечительства о бедных, которое возглавлял К.С. Станиславский и где иногда шли его спектакли. И таких домов на Школьной много, например те, которые ныне занимают Центральные архитектурно-проектные мастерские.

Были реконструированы только фасады левой от площади Ильича стороны Школьной улицы. Это объясняется тем, что при строительстве жилых башен, начатом до постановки Школьной на учет как подлежащей сохранению, была частично разрушена обратная сторона старинных зданий, которую и пришлось отстраивать заново.

Школьную полностью освободили от транспорта и превратили в пешеходную зону.

Вместе с тем были велики трудности, связанные с реализацией проекта в натуре: реконструкция шла медленно, производственные мощности объединения Союзреставрация были крайне малосильны; пока велось восстановление одних сооружений, тускнел облик уже завершенных. Темпы строительных работ на небольшой пешеходной улице составляли разительный контраст по сравнению со сроками возведения многоэтажной новой застройки. Кстати говоря, авторы проекта жилого района «Застава Ильича» выполнили проектные предложения по застройке площади Ильича и территории, примыкающей к северной части Тулинской улицы, историческую застройку которой также предстоит реконструировать. Эту территорию предполагалось отдать МЖК для строительства жилых и общественных зданий из кирпича. Реализация этого проекта позволила бы завершить композицию крупного жилого района. Стало очевидным, что сочетание новых и старых элементов города способно создать в целом соразмерную человеку архитектурную среду. Эта тенденция естественна для современной архитектуры с ее огромными пространствами и объемами, негативно влияющими на восприятие их человеком.

Наступление перестройки и демократии прервало ход работ, и несколько домов близ пересечения с Большой Андроньевской улицей долго оставались в полуразрушенном состоянии. Лишь в начале 21-го века реставраторы добрались и до них.

Чтобы не создавать резкого контраста между современными и историческими зданиями, было решено придать современный облик старым домам со стороны двора, что образовало бы своеобразную буферную зону за счет постепенного перехода от фасадов Москвы 19-го века к современным многоэтажкам через отделанные по-новому старые стены. К старым фасадам фактически пристроили новые краснокирпичные здания, выполненные в современном стиле. Обновленные здания хотели обустроить под реставрационные мастерские и ремесленные училища. В одном из домов предполагали разместить необычный музей карет и быта ямщиков. К этому должна была добавиться сеть общественного питания. Магазины можно было бы превратить в лавки и открыть небольшую гостиницу для туристов, оформленную как постоялый двор. Однако на сегодня реализована только часть этих планов. Многие здания переданы в аренду под офисы или магазины, специализация которых не соответствует первоначальному замыслу реставраторов.

Впечатляющий контраст старине Школьной создают замыкающие её с обоих концов самые современные здания. Если бы не современные отделочные материалы и слегка режущая глаз чистота, здание сбербанка на Андроньевской площади (архитекторы Ю.Г. Баданов, А.С. Мызников, О.П. Григораш, Е.Ю. Баданова, инженер Г.С. Вайнтштейн) можно было бы вполне принять за конструктивистскую постройку конца двадцатых годов 20-го века. Многообъёмность, квадратные оконные проёмы переднего корпуса и ленточные окна тылового, вертикаль лестничной клетки со сплошь остеклённым углом – всё это типичные приёмы зрелого конструктивизма.

Golden Gate

Ещё более внушительно смотрятся гигантские башни делового центра «Голден Гейт» (бульвар Энтузиастов, № 2), замыкающие восточную перспективу улицы. Похоже, что архитекторы Т. Чудинова, А. Бутырин , А. Иванов, придавая башням подчёркнуто разные формы, вдохновлялись проектом здания Наркомтяжпрома, выполненного И.И. Леонидовым. Название комплекса – «Золотые ворота» – может рассматриваться как напоминание о Золотых воротах во Владимире, куда ведёт путь, проходящий у подножья нового комплекса. Переход, где-то в вышине соединяющий башни, и в самом деле образует подобие ворот, правда вовсе не золотых.

Тем не менее, несмотря на трудности реставрации и окружение таких современных соседей, после окончания восстановительных работ, в сердцевине большого нового жилого комплекса появилась уютная среда, сохранившая старомосковский исторический облик – заповедная зона (Рогожская ямская слобода), предназначенная увековечить память о замечательном сословии русских ямщиков, немало сделавших для России. И естественно, что властям города, столичной общественности надо сохранить неприкосновенным подлинный исторический облик района, переносящий в обстановку жизни двух-вековой давности, превратить эту пешеходную улицу в музей на открытом воздухе, объект для туристов, начинающих отсюда знакомство со знаменитым «Золотым кольцом».

Городу надо сохранить Школьную улицу как зону человеческого общения, культурного отдыха, спортивных мероприятий и праздников.

В будущем на Школьной улице в рамках культурных праздников можно будет организовать историческую реконструкцию конных катаний.

Московские газеты от 09 марта (24 февраля) 1902 года писали: “Вчера в Рогожской происходило традиционное масленичное катанье. Масса экипажей, парных, троечных бесконечной чередой двигались по 1-й Рогожcкой [бывшее название Школьной улицы], сворачивая на Большую Андроньевскую и далее делая круг, возвращались обратно. Катался, в подавляющем большинстве, московский купеческий мир, щеголяя бархатными, ярких цветов ротондами дам [длинная женская накидка без рукавов с прорезями для рук] и тысячными рысаками.”

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»