Благоустройство Школьной улицы (концепция). Пожелания жителей.
Концепция "народного проекта"
В основе обустройства любой пешеходной улицы (в том числе и Школьной) лежит принцип о том, что улица — это не только транзитный коридор, по которому перемещаются люди (например, сотрудники Сбербанка от метро Римcкая до своего офиса на Б.Андроньевской, дома 6 и 8), но еще и общественное пространство, место коммуникации, культуры, спортивной активности и бизнеса.
В отношении исторической Школьной улицы выделим как минимум 6 ее функций, которые должны быть реализованы в проекте благоустройства улицы:
1. Культурно-просветительская и историческая функция
- Максимально полное воcстановление исторического облика зданий; строгое сохранение старомосковского облика улицы, духа старины на ней (во всех элементах дизайна)
- Принять меры к сохранению фундаментов зданий, геодезическому обеспечению работ, гидроизоляции (недопущению затекания воды в фундаменты и др.), обеспечить нормальную работу водостоков / ливневок без луж и подтоплений
- Устанавливаемые на улице фонари, лавочки (скамейки), веранды, урны, газонные ограждения, информационные стенды, велопарковки, декоративные и другие элементы благоустройства по стилю должны соответствовать восстанавливаемой эпохе (как вариант, второй половине 19-го века)
- Вывески компаний, номера домов в едином (желательно старом дореволюционном) стиле
- Предусмотреть хорошее освещение, в том числе художественная архитектурная подсветка
- Сквозной широкий тротуар из исторической брусчатки у фасадов зданий с сохранением родных булыжных кусков
- Обязательно сохранить колесоотбойные тумбы (столбики), элементы первой московской канализации — чугунный «гриб» или отдушка (у дома Школьная,18), люки (нужно сохранить три люка: НКС рядом с гостиницей, ВОДОПРОВОД на пересечении Школьной и М.Андроньевской и самый ценный КРЕСТ «ГК» рядом с грибком) и др.
- Предусмотреть на улице возможность обустройства места под будущий вернисаж ремесленных изделий или картин, уличных выставок
- Возможность удобного проведения экскурсий по улице (перемещение группой 10-15 человек)
- Новые культурные учреждения — музей ямщиков или филиал музея транспорта с телегами, экипажами, конкой и другими экспонатами; музей-имитация Постоялый двор; музей Таганки (как единица Музея Москвы).
2. Социальная и досуговая функция
- Улица должна быть уютным местом встреч, прогулок, свиданий, отдыха
- На улице должно быть приятно погулять с детьми (так как в близлежащих дворах из-за стоянок машин места практически нет)
- На улице должно быть удобно проводить праздники и фестивали, народные гуляния
- Возможность проводить локализованные мероприятия для разных социальных групп и возрастов
- Фонтан в старинном стиле
3. Экология — газоны и озеленение на улице
- Значительное увеличение количества и площади зеленых насаждений — как минимум, не уменьшать размеры (площадь) существующих газонов
- Новые газоны по центру улицы (между существующими фонарями) в «островковом» или сплошном варианте шириной 1,5 метра с декоративными кустарниками, многолетними и однолетними цветами
- Использование в благоустройстве устойчивого газона и натуральных материалов, органично сочетающихся с исторической застройкой
- Естественные клумбы с многолетними декоративными растениями
- Посадка новых деревьев (клены, дуб, красный дуб, ива, черемуха, яблоня, вишня, рябина, береза) и кустарников (барбарис, акация, калина обыкновенная, можжевельник) обязательна
- Цветочные (кустарниковые) бетонные тумбы как ограждения улицы (препятствующие заезду транспорта на улицу)
- Предусмотреть удобные проходы через газоны к зданиям
- Организация регулярного полива растительности на газонах
4. Активный отдых и спорт
- Велодорожка (двухстороннего движения шириной 2,5 — 3,0 метра) для катания детей и взрослых
- Стилизованные велопарковки на улице
Комментарий к организации велодорожки:
Велодорожка, представленная архитектором проекта от ДКР (УКРИС) на встрече с жителями 15.04.2019, к сожалению, не получилась. В нынешнем виде (две отдельные полосы по краям улицы, см. Рисунок 1) пользоваться ей будет проблематично, так что она вышла скорее декоративная. Велосипедисты (дети и взрослые) будут выезжать с нее, особенно когда едут вместе парами.
Расположение велосипедных дорожек должно быть спланировано таким образом, велосипедисты и пешеходы не мешали друг другу (не способствовало использованию велодорожек пешеходами). Велосипедисты не должны заезжать в пешеходную зону, а пешеходы, заходя на велодорожку, должны ощущать, что они оказались не в своем пространстве. Также велосипедная дорожка должна начинаться и выходить непосредственно на проезжую часть дороги, а не упираться в тротуар.
В связи с этим предлагаем вместо двух узких велодорожек по краям улицы сделать одну велодорожку двухстороннего движения шириной 2,5 — 3,0 метра (по нормативам) ближе к центру улицы (или с четной/южной стороны улицы). Велодорожка может разделять зону пешеходного транзита (событийную зону) и зону тротуара (у фасада зданий), отделенного газоном.
Кроме того широкая велодорожка двухстороннего движения позволит в будущем осуществить, например, проезд по ней конной упряжки при реконструкции исторической обстановки (см. ниже) на праздничном мероприятии.
Московские газеты от 09 марта (24 февраля) 1902 года писали: “Вчера в Рогожской происходило традиционное масленичное катанье. Масса экипажей, парных, троечных бесконечной чередой двигались по 1-й Рогожcкой [бывшее название Школьной улицы], сворачивая на Большую Андроньевскую и далее делая круг, возвращались обратно. Катался, в подавляющем большинстве, московский купеческий мир, щеголяя бархатными, ярких цветов ротондами дам и тысячными рысаками.”
5. Торговля и сфера услуг
- Приличные кафе, трактиры
- Размещение художественных и ремесленных мастерских
- Магазины для рукоделия
- Велосервис
- Желательно постепенно избавляться от офисов (не по функциям улицы) c их переездом в другие места
6. Перетекающие пространства — примыкающие зоны и проходы к улице
- Установка на Малой Андроньевской улице, перед ее пересечением Школьной улицей, двух лежачих полицейских (искусственных неровностей для снижения скорости машин, по одному с каждой стороны)
- Восстановление арок, исторической брусчатки напротив арок, их освещение
- Проверить законность сооружений арендаторами различных заборов, калиток, пристроек с тыльной (дворовой) стороны Школьной улицы и реализовать возможность использования этих территорий на благо горожан (несколько демонстрационных фото ниже)
- Восстановление и благоустройство задних дворов Школьной улицы, в том числе: ремонт покрытия, бордюры, газоны, завоз плодородной земли, посадка деревьев, кустарников, многолетних растений, травы
- Скамейки во дворовой стороны Школьной улицы рекомендуется не устанавливать, так как в районе много бездомных (проблема не решена властями).
Проблемы при реализации проекта благоустройства
- Отсутствие многих аутентичных исторических элементов
- Непонимание или неполноценное принятие архитекторами идеи (духа) обустройства улицы как памятника истории — Рогожской Ямской слободы 18-19 века (народное название улицы — «Тележная»)
- В районе Школьной улицы очень много бездомных (проблема не решена властями)
- Безобразный вид и обустройство территории с тыльной (дворовой) стороны Школьной и арок выходящих на улицу
- Мертвая (выжженная реагентами) земля на газонах, особенно во дворовой территории
- Собачьи экскременты на газонах (возможное нецивилизованное поведение хозяев животных)