Пешеходная Таганка. Рогожская ямская слобода.Строительство и благоустройство

Благоустройство Школьной улицы (концепция). Пожелания жителей.

Концепция "народного проекта"

В основе обустройства любой пешеходной улицы (в том числе и  Школьной) лежит принцип о том, что улица — это не только транзитный коридор, по которому перемещаются люди (например, сотрудники Сбербанка от метро Римcкая до своего офиса на Б.Андроньевской, дома 6 и 8), но еще и общественное пространство, место коммуникации,  культуры, спортивной активности и бизнеса.

В отношении исторической Школьной улицы выделим как минимум 6 ее функций, которые должны быть реализованы в проекте благоустройства улицы:

 

1. Культурно-просветительская и историческая функция

  • Максимально полное воcстановление исторического облика зданий; строгое сохранение старомосковского облика улицы, духа старины на ней (во всех элементах дизайна)
  • Принять меры к сохранению фундаментов зданий, геодезическому обеспечению работ, гидроизоляции (недопущению затекания воды в фундаменты и др.), обеспечить нормальную работу водостоков / ливневок без луж и подтоплений
  • Устанавливаемые на улице фонари, лавочки (скамейки), веранды, урны, газонные ограждения, информационные стенды, велопарковки, декоративные и другие элементы благоустройства по стилю должны соответствовать восстанавливаемой эпохе (как вариант, второй половине 19-го века)
  • Вывески компаний, номера домов в едином (желательно старом дореволюционном) стиле
  • Предусмотреть хорошее освещение, в том числе художественная архитектурная подсветка
  • Сквозной широкий тротуар из исторической брусчатки у фасадов зданий с сохранением родных булыжных кусков
  • Обязательно сохранить колесоотбойные тумбы (столбики), элементы первой московской канализации – чугунный “гриб” или отдушка (у дома Школьная,18), люки (нужно сохранить три люка: НКС рядом с гостиницей, ВОДОПРОВОД на пересечении Школьной и М.Андроньевской и самый ценный КРЕСТ “ГК” рядом с грибком) и др.
  • Предусмотреть на улице возможность обустройства места под будущий вернисаж ремесленных изделий или картин, уличных выставок
  • Возможность удобного проведения экскурсий по улице (перемещение группой 10-15 человек)
  • Новые культурные учреждения – музей ямщиков или филиал музея транспорта с телегами, экипажами, конкой и другими экспонатами; музей-имитация Постоялый двор; музей Таганки (как единица Музея Москвы).

 

2. Социальная и досуговая функция

  • Улица должна быть уютным местом встреч, прогулок, свиданий, отдыха
  • На улице должно быть приятно погулять с детьми (так как в близлежащих дворах из-за стоянок машин места практически нет)
  • На улице должно быть удобно проводить праздники и фестивали, народные гуляния
  • Возможность проводить локализованные мероприятия для разных социальных групп и возрастов
  • Фонтан в старинном стиле

 

3. Экология – газоны и озеленение на улице

  • Значительное увеличение количества и площади зеленых насаждений – как минимум, не уменьшать размеры (площадь) существующих газонов
  • Новые газоны по центру улицы (между существующими фонарями) в “островковом” или сплошном варианте шириной 1,5 метра с декоративными кустарниками, многолетними и однолетними цветами
  • Использование в благоустройстве устойчивого газона и натуральных материалов, органично сочетающихся с исторической застройкой
  • Естественные клумбы с многолетними декоративными растениями
  • Посадка новых деревьев (клены, дуб, красный дуб, ива, черемуха, яблоня, вишня, рябина, береза) и кустарников (барбарис, акация, калина обыкновенная, можжевельник) обязательна
  • Цветочные (кустарниковые) бетонные тумбы как ограждения улицы (препятствующие заезду транспорта на улицу)
  • Предусмотреть удобные проходы через газоны к зданиям
  • Организация регулярного полива растительности на газонах

 

4. Активный отдых и спорт

  • Велодорожка (двухстороннего движения шириной 2,5 – 3,0 метра) для катания детей и взрослых
  • Стилизованные велопарковки на улице
Рисунок 1. Велодорожки в первом варианте проекта от арх. бюро LOGIC, ДКР (УКРИС)

Комментарий к организации велодорожки:

Велодорожка, представленная архитектором проекта от ДКР (УКРИС)  на встрече с жителями 15.04.2019, к сожалению, не получилась. В нынешнем виде (две отдельные полосы по краям улицы, см. Рисунок 1) пользоваться ей будет проблематично, так что она вышла скорее декоративная. Велосипедисты (дети и взрослые) будут выезжать с нее, особенно когда едут вместе парами.

Расположение велосипедных дорожек должно быть спланировано таким образом, велосипедисты и пешеходы не мешали друг другу (не способствовало использованию велодорожек пешеходами). Велосипедисты не должны заезжать в пешеходную зону, а пешеходы, заходя на велодорожку, должны ощущать, что они оказались не в своем пространстве. Также велосипедная дорожка должна начинаться и выходить непосредственно на проезжую часть дороги, а не упираться в тротуар.

В связи с этим предлагаем вместо двух узких велодорожек по краям улицы сделать одну велодорожку двухстороннего движения шириной 2,5 – 3,0 метра (по нормативам) ближе к центру улицы (или с четной/южной стороны улицы).  Велодорожка может разделять зону пешеходного транзита (событийную зону) и зону тротуара (у фасада зданий), отделенного газоном. 

Кроме того широкая велодорожка двухстороннего движения позволит в будущем осуществить, например, проезд по ней конной упряжки при реконструкции исторической обстановки (см. ниже) на праздничном мероприятии.

Московские газеты от 09 марта (24 февраля) 1902 года писали:  “Вчера в Рогожской происходило традиционное масленичное катанье. Масса экипажей, парных, троечных бесконечной чередой двигались по 1-й Рогожcкой [бывшее название Школьной улицы], сворачивая на Большую Андроньевскую и далее делая круг, возвращались обратно. Катался, в подавляющем большинстве, московский купеческий мир, щеголяя бархатными, ярких цветов ротондами дам  и тысячными рысаками.”


5. Торговля и сфера услуг

  • Приличные кафе, трактиры
  • Размещение художественных и ремесленных мастерских
  • Магазины для рукоделия
  • Велосервис
  • Желательно постепенно избавляться от офисов (не по функциям улицы) c их переездом в другие места

 

6. Перетекающие пространства – примыкающие зоны и проходы к улице

  • Установка на Малой Андроньевской улице, перед ее пересечением Школьной улицей, двух лежачих полицейских (искусственных неровностей для снижения скорости машин, по одному с каждой стороны)
  • Восстановление арок, исторической брусчатки напротив арок, их освещение
  • Проверить законность сооружений арендаторами различных заборов, калиток, пристроек с тыльной (дворовой)  стороны Школьной улицы и реализовать возможность использования этих территорий на благо горожан (несколько демонстрационных фото ниже)
  • Восстановление и благоустройство задних дворов Школьной улицы, в том числе: ремонт покрытия, бордюры, газоны, завоз плодородной земли, посадка деревьев, кустарников, многолетних растений, травы
  • Скамейки во дворовой стороны Школьной улицы рекомендуется не устанавливать, так как в районе много бездомных (проблема не решена властями).

 

Проблемы при реализации проекта благоустройства

  • Отсутствие многих аутентичных исторических элементов
  • Непонимание или неполноценное принятие архитекторами идеи (духа) обустройства улицы как памятника истории – Рогожской Ямской слободы 18-19 века (народное название улицы – “Тележная”)
  • В районе Школьной улицы очень много бездомных (проблема не решена властями)
  • Безобразный вид и обустройство территории с тыльной (дворовой)  стороны Школьной и арок выходящих на улицу
  • Мертвая (выжженная реагентами) земля на газонах, особенно во дворовой территории
  • Собачьи экскременты на газонах (возможное нецивилизованное поведение хозяев животных)

 

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть