ТранспортВехи и пыль истории города

История трамвая в Рогожской слободе

От конки до "Витязя"...

История ТРАМВАЯ или КОНКИ  (предшественника трамвая до перевода на электрическую тягу) на улицах Рогожской слободы (Москва, Таганка) насчитывает более 125-ти лет. Уже в 1891 году здесь активно функционировала Курская линия городских конных дорог (Ильинские ворота – Землянка – Рогожская застава) протяженностью 3,43 км (одна из самых первых 11 линий, принадлежащих “Первому Обществу конно-железных дорог”).

Конка
Конка

Конка, предшественник электрического трамвая, представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, империал, т.е. плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров.  Длина вагонов достигала 8 метров, ширина – 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу – по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.

Часовня "Проща" Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (литография 1893 года)
Часовня “Проща” Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (литография 1893 года)

По Рогожской слободе линия проходила по Вороньей улице (ныне Сергия Радонежского). На литографии 1893 года изображена часовня “Проща” Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (ныне С.Радонежского, дом 23/25), перед которой видны рельсы конки.

Однако наличие в Москве к началу XX века конно-железных дорог мешало развитию трамвайных линий. Для прокладки трамвайных линий необходимо было прежде освободить проезды от конных путей.  В 1901 году Дума выкупила конку у Первого Бельгийского акционерного общества. Когда же в 1903 году пришёл срок выкупа конно-железной дороги у Второго Бельгийского акционерного общества, Дума на это не решилась, так как в России не было опытных строителей и инженеров. Использование конки в Москве продолжалось частично до 1912 года.

В ноябре 1905 года, сразу после событий октября был избран новый городской голова – Николай Гучков. Начало его работы совпало с революционными выступлениями рабочих Москвы в ноябре-декабре 1905 года. Как только жизнь в городе вошла в нормальную колею, Николай Иванович распорядился продолжить прокладку трамвайных путей.  Городская власть выкупила хозяйство конных дорог с целью превращения конки в трамвай. Такой ход событий был наиболее благоприятным для работников конки: они не лишались работы, а приобретали другого работодателя и переучивались.

В феврале 1907 года началось движение трамваев по Мясницкой линии, Сретенке и Лубянке, от Страстного монастыря по Дмитровке и далее на Сретенку и Мясницкую. Первые маршруты электрического трамвая связали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные.

В 1909 году через Рогожскую слободу был проложен трамвайный маршрут № 23, он проходил от Лубянской площади до Рогожской заставы – через Воронью улицу.

Трамвайный диспетчеркий пункт на Рогожской заставе, 1924 год
Трамвайный диспетчеркий пункт на Рогожской заставе, 1924 год

В 1924 был вновь запущен маршрут № 2 Марьина Роща – Тулинская ул., Рогожская застава. Впервые трамвайный маршрут № 2 появился в Москве в 1906 году, в то время он ходил от Григорьевской площади на Большой Грузинской улице до Охотного ряда на Большой Дмитровке. Затем маршрут № 2 продлевался, менялся, отменялся. К 1938 году маршрут № 2 ходил от Марьиной рощи до Новогиреева.

В разное время по Вороньей (Тулинской) улице ходили еще трамваи №№ 27, 32, 10.

Карта 1952-го года
Карта 1952-го года

Трамваи ходили по Вороньей (Тулинской) улице с 1912 по 1952 год, то есть 40 лет, да плюс ранее более 20 лет – конка.

В 1952 году в последнее сталинское лето в связи с планом расширить, выпрямить магистрали города, а также заменить устаревшие трамваи автобусами и троллейбусами, 29 июня 1952 года были сняты трамвайные пути с ленинских улиц – ул. Ульяновская (ныне Николоямская ул.), ул. Тулинская (ныне С.Радонежского) и трамваи (Трамвай N 2. Новогиреево – пл. Дзержинского) временно стали ходить в обход ранее существовавшего прямого участка пути (пл. Прямикова – Тулинская ул. – застава Ильича) по Школьной улице. Так продолжалось 28 лет, с 1952 по 1980 год.

В январе 1976 года исполком Моссовета (правительство Москвы) принял Постановление № 43 “О проекте изменения трамвайной сети по этапам реконструкции города”  – в соответствии с которым намечалось снизить объем перевозок трамваем на 25% от существующего уровня; утверждалось, что 40% линий серединной части города неэффективны, и по этой причине надлежало ликвидировать 35 км путей. По этому постановлению в 1980 году было прекращено движение трамваев только по одному участку – по улице Школьной в связи с реконструкцией Тулинской улицы и застройкой ее большими новыми домами. Трамвай со Школьной улицы был снят именно с целью реконструкции этой уникальной улицы и возвращения ей исторического облика. Вагоны 2-го маршрута трамвая перестали курсировать по Школьной улице с 04 августа 1980 года.

Прошло более 37 лет… Время вернуло все на свои места…

Реставрировали, скрупулёзно восстановили исторический облик самой Школьной улицы – ее старинные дома и фасады, позиционируя эту улицу как заповедную пешеходную историческую слободу, свободную от транспорта.

Хотя руководство транспортных структур планировало (в 2016-2017 годах) по их словам “восстановить исторический маршрут трамвая на Школьной”, но они скорее проявили незнание подлинной истории московского трамвая. Ведь реальный исторический маршрут трамвая в Рогожской слободе проходил не по советской Школьной, а по параллельной ей дореволюционной Вороньей улице (более 60 лет функционирования конки и трамвая).

71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола
71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола

В марте 2017-го года в Москве впервые вышли на маршруты (сначала на 17-й, а вскоре и на другие) новые современные трамваи “Витязь-М” (71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода). Вагоны трамвая «Витязь-М» оснащены системой климат-контроля, видео-наблюдения, а также спутниковой навигацией. Новые вагоны вмещают до 265 человек, сидячих мест здесь ровно 60. Длина трамвая – 27,5 метра при высоте 3,5 и ширине 2,5 метра. Максимальная скорость – 75 км/ч. Трамвай приспособлен для проезда маломобильных граждан. Особенная конструкция вагонов сделает поездки в новом трамвае более комфортными для пассажиров. На стеклах трамвая присутствует тонировка, что актуально при ярком солнце, а в ненастье придаст больше теплоты пейзажам за окном.  Для активных пользователей смартфонов и планшетов предусмотрены USB-розетки, которые размещены в нескольких местах салона. Сегодня витязи вовсю трудятся на столичных улицах и с комфортом катают москвичей и гостей города.

В 2017 году столица также отметила новый большой городской праздник – День московского транспорта. Он прошел в первый раз 8 июля и стал одним из центральных летних городских событий (в будущем праздник всегда будет отмечаться во вторую субботу июля). Такая дата выбрана потому, что первым общественным транспортом в Москве была конка, которая вышла на первый свой маршрут 7 июля 1872 года.

Метки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close